Гуглите, господа литераторы…

© Елена Кисель

В последнее время в литературно-критических кругах намечается прелестная тенденция – гордиться своим невежеством. «Эй, посмотрите! – радуется редактор литературного журнала. – А я ямб от хорея не отличаю! Зачем мне?» «Действительно, — подтверждает, скажем, журналист. – Вот я не в курсе, где эссе, а где фельетон. И ничего себе – пишу!» «Ага, — соглашается критик. – Вот и я не понимаю: а зачем кому-то все эти…амфибрахии, метафоры, постмодернизмы… Да чтобы писать, чтобы творить – они вообще не нужны!».

И если схватившаяся за сердце общественность поинтересуется: «А почему не нужны-то?» — вам гордо заявят в ответ: «А потому что Достоевский был инженером, а Булгаков – медиком!»

Да и зачем писателю-то все эти теоретические бяки? Ведь образ, идея, может родиться как в голове у стоматолога, так и в подкорке у архитектора или художника – и выплеснуться в рассказ или стихотворение. А талант или гениальность – вещь вообще непостижимая и идущая вразрез со всеми профессиями. Так что – Булгаков был медиком, и ничего…

Ну, только нужно будет все же опустить тот факт, что пресловутый Булгаков прочитал за свою жизнь в несколько раз больше, чем студент современного филфака. И в литературном споре он, думаю, мог бы «сделать» не только студента, а и современного образованного критика. Оперируя при надобности и такими понятиями как «ямб», «апокриф», «декаданс»… и что там еще народ-то пугает? Более того, господин Булгаков (Достоевский, Толстой, Солженицын, подставить и подчеркнуть нужное) мог при необходимости влезть в такие литературные дали, куда мы нынче и с литературным образованием по доброй воле не полезем. Стоит только посмотреть на список источников, просмотренных Булгаковым, когда он готовился к написанию шедевра – «Мастера и Маргариты»…

Так откуда же у медиков, инженеров, военных, несостоявшихся школяров знания, которое не дает нынешнее образование? А сами. Просто брали и читали труды философов – ну, вот, тех же Канта или Гегеля, скажем. На досуге, так сказать. В свободные минутки пролистывали «Капитал» или почитывали что-нибудь из французской/английской /немецкой поэзии. В оригинале – чтобы уж особо не размениваться. О графе Толстом попросту не будем говорить – опустим глазки и позабудем, какое образование давали дворянам. Но — врачи. Инженеры. Военные. Библиотека в голове у них вряд ли смогла бы уместиться на наши полки. А база гуманитарных знаний во сне не приснится тем, кто сейчас заканчивает литературные институты. Так, может быть, перестать наконец утверждать, что наши классики не были литераторами по образованию? Может, нам начать, наконец, оговаривать это: благодаря самообразованию они стоят на пару голов выше нас с нашими куцыми знаниями.

И это притом, что для писателя на самом деле необязательно постигать, скажем, литературоведение. Он может быть эрудирован и без теоретической подготовки. Да вот проблема: вслед за нашими писателями дружным строем отправляются критики, и уже то там, то здесь раздаются отдельные голоса: «Так ведь критиковать-то тоже можно без теоретической подготовки!», «Критик и литературовед – это неравнозначно!»

На этом фоне мнение Анатолия Андреева – право, бальзам на душу: «Для написания содержательной «критической статьи» необходима солидная литературоведческая подготовка; еще точнее – научное мышление (в той или иной степени)» (цитата из статьи портала, ссылка вот: http://www.litkritika.by/recenziya-i-kritika-anatolij-andreev.html). Не поэтому ли все замечательные критики получали или хоть пытались получить гуманитарное образование?

Несколько примеров, разумеется:

Белинский В.Г. – словесный факультет Московского университета,

Добролюбов, Н.А. – Главный Педагогический институт Санкт-Петербурга, занимается фольклором.

Надеждин, Н.И. – преподаватель словесности при Рязанской семинарии.

Плещеев А.Н. – Петербургский университет, специальность – восточное языкознание.

Если же профессионального образования критик не получал, то здесь дело обстояло примерно так:

Дружинин А.В. – военный. Заведовал полковой библиотекой – занимался самообразованием. Дворянин. Получил домашнее образование.

Майков В.Н. – юрист. Получил домашнее образование. Словесность ему читал друг семьи – Гончаров.

В общем, здесь примерно как с писателями дело обстояло. А если прибавить ко всему этому литературные и философские кружки, другое понятие об интеллигентности и эрудиции, дух образованности, носившийся в воздухе – неудивительно, что писателя не так уж редко можно было заметить на критическом поприще.

А теперь прикинем: не пора ли в свете всего выясненного некоторым начинающим критикам (не писателям, им-то незачем, как известно) срочно идти и заниматься самообразованием? Можно в литературный институт (хотя еще вопрос, научатся ли они после этого отличать ямб от хорея). А можно просто проштудировать пару книг по истории литературы или литературоведению – для начала и чтобы не путаться в простейших понятиях. Или хоть научиться правильно гуглить, чтобы создавать вокруг себя этакую ауру образованности…

 Возможно, тогда на бумажных и интернет-страницах станет меньше «критических» статей, которые начинаются с «мне очень понравились стихи», продолжаются в духе «автор в этой строке раскрывает свои чувства по поводу…» и пестрят фразами вроде «литературоведам нужно подумать и убрать прозу постмодернизма из списков прозы, потому что это не проза, как мне кажется».  То есть, может быть, тогда читательские комментарии к тексту перестанут выдаваться за критические опусы.

Не удержусь и еще раз сошлюсь на мнение Анатолия Андреева: «Критическая статья – это рецензия культурологического, литературоведческого характера, задачи которой можно свести к трем пунктам: 1) рассмотрение произведения как в современном, так и в актуальном историко-литературном контексте; 2) рассмотрение произведения в контексте универсальных критериев художественности; 3) рассмотрение произведения с определенных, внятных методологических позиций.» Понятное дело, писателю этого знать необязательно. А вот современный критик – потянет ли такое без необходимой подготовки?

Что, никто все еще не торопится самообразовываться? Ну, тогда… гуглите, господа, гуглите…

Комментарии запрещены.